Не знаю как вам, а мне нравится путешествовать в индийских поездах в скромных (это еще не то слово) слипер-вагонах. Это не наши спальные вагоны, поэтому их лучше называть по английски sleeper.

Кого здесь только не встретишь. Конечно, индийцев, которые прекрасно знали русский язык и литературу и могли бы поддерживать разговор о Петушках (как у Володина) мне не довелось встречать, зато увидел великое множество нищих, бродячих музыкантов и просто интересных людей.



Года два назад в поезде Дели-Хайдерабад познакомился к г-ном Кришнамурти, лектором из общества Вивекананды. Хотя он родом из южной Индии, он уже давно живет под сенью Гималаев в Уттаркаши. Разговаривали об индийской философии, но больше всего я поразился его прогрессивным взглядам на кастовые предрассудки - его дочь вышла замуж по любви за далита (как сейчас называют потомков неприкасаемых) и он был не против, хотя Кришнамурти происходят из высокой касты брахманов.

Нищих и нищенок можно увидеть в любых слипер-вагонах, но европейскую девочку-попрошайку увидишь не каждый день. Я ее сфотографировал в поезде из Хайдерабада в Ориссу. Говорила она как и Ким (киплинговский) на бойком хиндустани и особенно не дрожала, спрашивая милостыню. Не знаю, по акценту ли, или по повадкам, но мне показалось, что родители ее были англистанцами.



Думаете, досаждают нищие пассажирам? Как бы не так, по степени "противности" их переплюнет любая хиджра (индийский евнух или трансвестит). Хиджра собирается в стайки и промышляет не только исполнением музыкальных номеров на свадьбах, но и вымогательством денег у пассажиров поездов. Суеверные индусы, боясь проклятий хиджра, обычно подают им, но этим "девушкам" никогда не будет достаточно.

А еще больше всего мне запомнились в поездах бродячие музыканты. Никогда не знаешь, где их встретишь, но больше всего их на поездах, проходящих через центр Индии, Уттар Прадеш и Бихар. В отличие от нищих, они исполняют музыку и развлекают пассажиров, все за скромную плату. Бывают и одаренные талантом калеки - однажды меня очень тронули песни слепого барабанщика. Он пел так, как поют в даргах суфии - проникновенно, скромно и с чувством.

Нет у меня в фильмотеке таких песен, но вот современная обработка суфийской классики из фильма "Джода и Акбар" есть. Наслаждайтесь!