17:28 

Из Дарамсалы в Непал

FarEasterner
За 4 года я в 5 раз поехал в Непал. Причина все та же – окончание срока индийской визы и я стал собираться заранее, купив билеты по знакомому мне маршруту из Дарамсалы до Дели на автобусе, затем на поезде до Горахпура и на джипе до непальской границы.
Любимая Дарамсала, вид из моего окна
Любимая Дарамсала, вид из моего окна

Автобусное путешествие из Дарамсалы в Дели – рутина, приходится проделывать несколько раз в год, если нужно выехать из «маленькой Лхасы». В штате Химачал Прадеш уже несколько у власти правая партия BJP, которая запретила спальные автобусы по соображениям безопасности, так как узкие горные дороги не приспособлены для перемещений этих комфортабельных бегемотов. Так что приходиться трястись в обычных делюксах. Друзья меня посадили в один такой автобус от какой-то новой компании, и почти всю дорогу я проспал. Даже на ужин не выходил.
Photobucket
Весна уже была в самом разгаре, везде видны желтые посадки горчицы
Photobucket
Хозяйка моего гестхауса Манджу позирует для меня

Дели динамично развивается, он сейчас уже не «город джиннов», о котором писал Уильям Далримпл. Старый Дели исчезает на глазах.
Старый Дели джиннов исчезает на глазах
Старый Дели джиннов исчезает на глазах

По приезду в Маджну-ка-Тиллу, тибетскую деревню на севере города, первым делом я отметил исчезновение парка к северу от района. В этом лесочке на берегу Ямуны дела давно шли кое-как – там появилась незаконная автостоянка, частные, а потом и государственные автобусы, которые курсируют между Дели и Дарамсалой, стали собирать пассажиров каждый вечер. Раз есть люди с деньгами, то появились и пронырливые торговцы с тележками, навязчиво предлагавшие тибетцам и иностранным туристам купить в дорогу напитки и чипсы. Но лесок срубили недавно, он мешал постройке грандиозного автомоста-развязки. Его недостроенный остов теперь высится на месте парка.
Развязка на месте лесочка у Ямуны
Развязка на месте лесочка у Ямуны
От леса остались лишь воспоминания
От леса остались лишь воспоминания

День транзита через Дели совпал с проведением здесь саммита президентов стран БРИКС и в Индию приехал давний враг тибетцев мистер Ху Цзиньтао. Тибетские беженцы, разумеется, собирались протестовать китайскую политику в Тибете, и Маджну-ка-Тилла выглядела необычно – пустынные улочки, все закрыто, даже оживленные чайханы встретили меня наглухо задраенными жалюзи. У всех входов дежурят сотрудники индийских сил безопасности, полицейские в песочной униформе, а дальше на главной магистрали я заметил машины со спецназом в темно-синих униформах.
Photobucket
Полицейские дежурят у входа в Маджну-ка-Тиллу

Утренняя газета Times of India сообщала о вчерашних арестах тибетских лидеров, одного поэта арестовали прямо на сцене фешенебельного центра искусств, где проходил круглый стол с участием видных индийцев. Рядовых тибетцев, которые живут в различных районах Дели, полицейские просто не выпускали на улицу, студенты не смогли отправиться на экзамены в колледжах, а служащие колл-центров в Гургаоне – добраться до работы.
Photobucket
Делийцы едут на работу около сикхского храма (гурудвары) Маджну-ка-Тилла. Также называется и тибетская деревня.

Но в этот день в Маджну-ка-Тилле тибетцы могли спокойно выходить по делам. Многие собирались в Джантар Мантар, этакий индийский Гайд-парк. Там всегда проходят протесты и тибетцы собирались туда. Об этом мне сообщил мой друг Карма, менеджер Грин-хауса. Он мне сказал, что поджегший вчера себя тибетец все еще жив, с сильными ожогами его привезли в больницу All India Medical Science Institute. А я читал в твиттере сообщения, что тибетец поздно вечером скончался. С прошлого года в самом Тибете больше 30 тибетцев подожгли себя, многие из них умерли от ожогов.
Свежие фрукты на пыльных улицах
Свежие фрукты на пыльных улицах

Для меня, прожившего среди тибетцев много лет, это непростой вопрос, как относиться к самосожжениям. Безусловно, лишение себя жизни – большой грех по буддистским принципам и должно осуждаться. С другой стороны, китайское руководство мне кажется должно смягчить драконовскую политику в национальных автономиях, не давать поводов для протестов и самосожжений. Дело не в том, что я поддерживаю тибетских сепаратистов – я далек от этого. Я считаю, что тибетский вопрос должны решать сами тибетцы. Время рассудит, смогут ли они обрести независимость или придут к компромиссу с Китаем. Но гуманитарные вопросы, соблюдение прав человека в Тибете, могут и должны обсуждаться в международном сообществе, в том числе в России. В этом нет вмешательства во внутренние дела суверенного государства.

На протест в Джантар Мантар я не собирался, хотел провести несколько часов в Дели в кафетерии, чтобы ответить на письма по поводу сообщества Без Воды и блогера durdom_ok. Но в тибетской деревне не только все кафе были закрыты, не было электричества, и батарею нетбука невозможно перезарядить. Поехал в Пахарганж по старой памяти.
Теперь в Дели авторикши не особенно нужны, везде появились станции метро.

До ближайшей к Маджну-ка-Тилле станции Видхан Сабха я добрался на велорикше за 30 рупий. Проезд в метро стоит 12 рупий за одну поездку. Заходя на станцию я сделал фотографию, что рассердило сидевших у сканнера полицейских, они меня задержали и отобрали фотокамеру.
Photobucket
Незаконный снимок на входе в станцию метро Видхан Сабха

Такое со мной случается в Индии регулярно. Раньше они могли даже вытащить новую фотопленку из камеры. С цифровой техникой копы еще не совсем знакомы. В общем, инкриминированный снимок удалить не смогли, просто сделали мне строгое внушение о категорическом запрете фотографирования внутри метрополитена. Камеру вернули.
Photobucket
Силуэты Дели на железнодорожном вокзале Нью-Дели

Пахарганж, район напротив старого железнодорожного вокзала, известен всем бекпекерам мириадой дешевых и грязненьких отелей, лавками с дешевыми индийскими сувенирами и текстилем. Я слышал, что его хотели снести в преддверии игр Британского Содружества, но не снесли. По индийской традиции всякую инициативу выхолостили, провели несколько показательных сносов для телекамер, а потом все вернулось на круги своя. Народа на улицах видимо не видимо, даже ранним утром. Такие толпы всегда пугали иностранцев, задумывавшихся о перенаселении нашей планеты.
Photobucket
Улица перед вокзалом запружена людьми и машинами
Photobucket
В Пахарганже все как обычно — бекпекеры, зазывалы, рикши

Из Пахарганжа я добрался пешком до центрального торгового района Коннафт Плэйс. Улицы забиты автомобильными пробками, что для Дели всегда было исключением, а не правилом, как в Москве. Фасады ресторанов и магазинов на Коннафт Плэйс с белыми колоннадами наконец-то отремонтировали, но как обычно тут и там видны кучи строительного мусора.
Photobucket
Колоннады на Коннафт Плэйс наконец-то отремонтировали
Photobucket
Это не толпы прохожих, а демонстрация работников железной дороги. Из-за них образовались гигантские пробки в центре города.

Почему в Индии никогда не могут довести каое-либо дело до конца? Риторический вопрос, на который я за много лет так и не смог найти внятный ответ. Состояние перестройки является здесь не временным, а постоянным явлением. Отремонтировали часть фасадов, а теперь другие заведения закрылись на капитальный ремонт. В том числе и кафетерии Barista, Coffee Day и другие по соседству, которые мне были нужны. Вот незадача. И где же мне найти укромное местечко с электричеством?
Photobucket
Реклама нового фильма Саиф Али Хана Агент Винод
Photobucket
Мой завтрак в забегаловке на Пахарганже — чай и алу парата

Я поехал дальше на юг в район Хан Маркета. Там появилась станция метро, так что доехать не проблема. Было еще рано по делийским меркам, но кафетерии забиты до отказа. Я зашел в Coffee Day, затем в Subway, еще пару кафе, нигде нет мест. Тогда я вспомнил про старинное заведение на третьем этаже книжного магазина Full Circle. Называется оно Café Green Turtle (Кафе Зеленая Черепаха) и здесь можно выпить чашку кофе с пирожными. Мне это кафе никогда не нравилось почти европейскими ценами, кофе стоит 3-5 долларов, пирожные и того дороже, но особого выбора у меня не было. В кафе я сделал несколько фотографий и тут же загрузил их в Твиттер. Мои читатели спрашивали, почему кафе называется Зеленая Черепаха. Зеленый цвет видимо в честь гранитных пластин, которые положены на столики, мебель из дерева выкрашена в зеленый, ну а черепаха, видимо, олицетворяет неподвластность времени. Действительно, ничего не поменялось за 9 лет, с тех пор как я побывал здесь в первый раз. Разве что появился бесплатный вай-фай.
Photobucket
В кафе Green Turtle в магазине Full Circle на Хан Маркет ничего не меняется со временем
Photobucket
Я подключился к бесплатному вай-фаю, чтобы загрузить картинки.

Мой поезд уезжал из нового вокзала Ананд Вихар, построенного на другом берегу Ямуны по дороге в Газиабад. Он разгрузил старый вокзал Нью-Дели, взяв на себя обслуживание восточных поездов. Вокзал выглядит замечательно, но у меня было мало времени на знакомство с ним. Из-за пробок я прибыл почти к отправлению.

На следующее утро поезд прибыл в Горахпур, большой индустриальный город в штате Уттар Прадеш или как называют его индийцы Ю Пи. Недавно здесь проходили выборы и далитская королева Маявати, застроившая штат своими гигантскими статуями (даже включая сумочку Гуччи, которую она всегда носит с собой), была свергнута и к власти пришла якобы Социалистическая партия. Якобы потому что в Индии все не так, как кажется, и Соцпартия – это просто машина для обслуживания бизнес-интересов семьи Мулаям Сингх Ядава и приспешников из его касты. Мулла, как его называют в Индии, не стал возвращаться на пост премьер-министра штата, а назначил им своего сына Акилеша, которому 35 лет.
Photobucket
Вот этот водила джипа вымогал деньги за бордовый чемодан, когда мы достигли границы.

Семейное предприятие еще не совсем разобралось с запущенными при Маявати делами и дороги вокруг Горахпура были в плохом состоянии. Пришлось потрястись на общем джипе три часа по кочкам и выбоинам. В моем джипе ехали все непальцы, моими соседями были Рам из большой семьи, которая ехала в джипе (его мама, брат и сестра) и Правин, парень с усами. Я был рад им, так как в прошлый раз меня чуть не ограбили по дороге таксист из Горахпура с подельником, так что я острегаюсь проделывать этот путь в одиночку. Никогда не нанимайте таксистов в индийской провинции на улице – только в отеле с репутацией! Тогда я прибыл в Горахпур ночью и нанял джип у вокзала. По пути водила с дружком остановились где-то в глуши и стали вымогать у меня 5000 рупий, хотя договаривались за 1200.
Рам и Правин едут со мной в джипе в Непал
Рам и Правин едут со мной в джипе в Непал

В этот раз все обошлось, но без инцидента не обошлось – водила стал вымогать 100 рупий за чемодан, который я положил на крышу машины. Я был взбешен, и угрожал пойти в полицию. Требование упало до 50 рупий, но потом все-таки отдали чемодан бесплатно. На границе все было также как всегда, разве что запросы велорикш и зазывал выросли в разы. Когда-то можно было нанять рикшу за 10 рупий, чтобы проехать пару-тройку сотен метров до непальского пограничного пункта. Теперь просят, умоляют, канючат сто. В этих случаях нужно проявить твердость и заплатить ровно столько, за сколько первоначально договаривались.
Рикша всю дорогу требует 100 рупий
Рикша всю дорогу требует 100 рупий
До свидания Индия!
Вот я и в Непале. Продолжение следует.

оригинал записи в моем блоге в ЖЖ

@темы: Индия

URL
Комментарии
2012-04-24 в 16:11 

Homebody
Добрый день!)
Красивые фотографии. А можно вас пригласить с фотоотчетом в наше сообщество дайри-путешественников?
www.diary.ru/~itenerant/
Все будут рады! Спасибо

   

Дневник путешественника Андрея Давыдова

главная